Когда я итожу то,что прожил,
роюсь в днях - ярчайший где,
я вспоминаю одно и то же -
двадцать пятое, первый день.

В.Маяковский

Из поэмы
"Владимир Ильич Ленин"

25 октября 1917 г.
(7 ноября по новому стилю)
в России свершилась

Великая Октябрьская Социалистическая революция,

«о необходимости которой говорили большевики».


«Большевистская революция была самой бескровной революцией в истории. Большевики были тверды в своей эффективной решимости создать диктатуру пролетариата – они не были ни жестокими, ни кровавыми. Во время революции русские, с точки зрения западного человека, оказались удивительно снисходительными и мягкими»

Автор книги «Десять дней, которые потрясли мир»,

Джон Рид, американец


Читатель 21 века!

Знаешь ли ты, почему горстка людей, возглавивших революцию, с неизъяснимой гордостью называла себя «большевиками»? Помнишь ли, кем был для России в свое время А.Блок? Читал ли ты его мистическую поэму «Двенадцать»? А если дочитал до конца, то ответишь ли на вопрос: «Почему именно это сакраментальное число выбрал автор?»

Другой великий русский литератор-дворянин (в тяжелые годы обласканный вождем) не менее талантливо, но совершенно иначе, описал быт революции, широко известный, в частности, по незабываемому образу Швондера

Неизменно доступна и востребована Западом прозаическая эпопея от имени доктора, удостоенная Нобелевской премии…

Трактуя русскую революцию (которую стало модно называть "переворотом"), восхищаясь и ненавидя, ломают копья телеведущие и радиожурналисты, кинорежиссеры, политики, попзвезды и профессионалы манипулирования общественным мнением от иностранных спецслужб.

Объективности ради, обратимся к малоизвестному наследию великого русского поэта, чтобы узнать мнение современника о событиях, получивших ныне такую неоднозначную оценку и нещадно засыпанных пропагандистским мусором.


 

Александр Блок

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ

(фрагменты)

 

«Россия гибнет», «России больше нет», «вечная па­мять России», слышу я вокруг себя.

Но передо мной – Россия: та, которую видели в устрашающих и пророческих снах наши великие пи­сатели; тот Петербург, который видел Достоевский; та Россия, которую Гоголь назвал несущейся тройкой.

Россия – буря. Демократия приходит «опоясанная бурей»…

России суждено пережить муки, унижения, разделе­ния; но она выйдет из этих унижений новой и – по-но­вому – великой.

В том потоке мыслей и предчувствий, который за­хватил меня десять лет назад, было смешанное чув­ство России: тоска, ужас, покаяние, надежда.

То были времена, когда царская власть в послед­ний раз достигла, чего хотела: Витте и Дурново скру­тили революцию веревкой; Столыпин крепко обмотал эту веревку о свою нервную дворянскую руку. Сто­лыпинская рука слабела. Когда не стало этого по­следнего дворянина, власть, по выражению одного весьма сановного лица, перешла к «поденщикам»; тогда веревка ослабла и без труда отвалилась сама.

Все это продолжалось немного лет; но немногие годы легли на плечи как долгая, бессонная, напол­ненная призраками ночь.

Распутин – всё, Распутин – всюду; Азефы разобла­ченные и неразоблаченные; и, наконец, годы европей­ской бойни; казалось минуту, что она очистит воздух; казалось нам, людям чрезмерно впечатлительным; на самом деле она оказалась достойным венцом той лжи, грязи и мерзости, в которых купалась наша родина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

Поток предчувствий, прошумевший над иными из нас между двух революций, также ослабел, заглох, ушел где-то в землю. Думаю, не я один испытывал чувство болезни и тоски в годы 1909-1916. Теперь, когда весь европейский воздух изменен русской ре­волюцией, начавшейся «бескровной идиллией» фев­ральских дней и растущей безостановочно и грозно, кажется иногда, будто и не было тех недавних, та­ких древних и далеких годов; а поток, ушедший в землю, протекавший бесшумно в глубине и тьме, – вот он опять шумит, и в шуме его – новая музыка.

Мы любили эти диссонансы, эти ревы, эти звоны, эти неожиданные переходы... в оркестре. Но, если мы их действительно любили, а не только щекотали свои нервы в людном театральном зале после обеда, мы должны слушать и любить те же звуки теперь, когда они вылетают из мирового оркестра; и, слушая, по­нимать, что это – о том же, все о том же.

Музыка ведь не игрушка; а та бестия, кото­рая полагала, что музыка – игрушка, – и веди себя те­перь как бестия: дрожи, пресмыкайся, береги свое добро!

Мы, русские, переживаем эпоху, имеющую не­много равных себе по величию. Вспоминаются слова Тютчева:

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые,

Его призвали всеблагие,

Как собеседника на пир,

Он их высоких зрелищ зритель...

Не дело художника – смотреть за тем, как исполняется задуманное, печься о том, исполнится оно или нет. У художника – все бытовое, житейское, быстро сменяющееся – найдет свое выражение потом, когда пере­горит в жизни. Те из нас, кто уцелеет, кого не «изомнет с налету вихорь шумный», окажутся власти­телями неисчислимых духовных сокровищ. Овладеть ими, вероятно, сможет только новый гений, пушкин­ский Арион; он, «выброшенный волною на берег», будет петь «прежние гимны» и «ризу влажную свою» сушить «на солнце, под скалою».

Дело художника, обязанность художника – видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гре­мит «разорванный ветром воздух».

Что же задумано?

Переделать все. Устроить так, чтобы все стало но­вым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная на­ша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и пре­красной жизнью.

Когда такие замыслы, искони таящиеся в человече­ской душе, в душе народной, разрывают сковывавшие их путы и бросаются бурным потоком, доламывая плотины, обсыпая лишние куски берегов, это называет­ся революцией. Меньшее, более умеренное, более низ­менное – называется мятежом, бунтом, переворотом. Но это называется революцией.

Она сродни природе. Горе тем, кто думает найти в революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были. Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает мно­гих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостой­ных; но – это ее частности, это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушитель­ного гула, который издает поток. Гул этот, все равно, всегда – о великом.

Размах русской революции, желающей охватить весь мир (меньшего истинная революция желать не может, исполнится это желание или нет,– гадать не нам), та­ков: она лелеет надежду поднять мировой циклон, ко­торый донесет в заметенные снегом страны – теплый ветер и нежный запах апельсинных рощ; увлажнит спаленные солнцем степи юга – прохладным северным дождем.

«Мир и братство народов» – вот знак, под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

Почему дырявят древний собор? – Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и тор­говал водкой.

Почему гадят в любезных сердцу барских усадь­бах? – Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа.

Почему валят столетние парки? – Потому, что сто лет под их развесистыми липами  и  кленами господа показывали   свою   власть:   тыкали   в   нос   нищему – мошной, а дураку – образованностью.

Всё так.

Я знаю, что говорю. Конем этого не объедешь. Замалчивать этого нет возможности; а все, однако, замалчивают.

Я не сомневаюсь ни в чьем личном  благородстве, ни   в   чьей   личной   скорби;   но   ведь   за   прошлое – отвечаем мы? Мы – звенья единой цепи.  Или на нас не лежат грехи отцов? – Если этого не чувствуют все, то это должны чувствовать «лучшие». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


Что же вы думали? Что революция - идиллия? Что творчество ничего не разрушает на своем пути? Что народ - паинька? Что сотни обыкновенных жуликов, провокаторов, черносотенцев, людей, любящих погреть руки, не постараются ухватить то, что плохо лежит? И, наконец, что так "бескровно" и так "безболезненно" и разрешится вековая распря между "черной" и "белой" костью, между "образованными" и "необразованными", между интеллигенцией и народом? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

У буржуа – почва под ногами определенная, как у свиньи – навоз: семья, капитал, служебное положение, орден, чин, бог на иконе, царь на троне. Вытащи это – и все полетит вверх тормашками. У интеллигента, как он всегда хвалился, такой почвы никогда не было. Его ценности невещественны. Его царя можно отнять только с головой вместе. Уменье, знанье, методы, навыки, таланты – имущество кочевое и крылатое. Мы бездомны, бессемейны, бесчинны, нищи, – что же нам терять? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

Среди них есть такие, которые сходят с ума от самосудов, не могут выдержать крови, которую пролили в темноте (своей); такие, которые бьют себя кулаками по несчастной голове: мы – глупые, мы понять не можем; а есть и такие, в которых еще спят творческие силы; они могут в будущем сказать такие слова, каких давно не говорила наша усталая, несвежая и книжная литература.

Надменное политиканство – великий грех. Чем дольше будет гордиться и ехидствовать интеллигенция, тем страшнее и кровавее может стать кругом. Ужасна и опасна эта эластичная, сухая, невкусная «адогматическая догматика», приправленная снисходительной душевностью. За душевностью – кровь. Душа кровь притягивает. Бороться с ужасами может лишь дух. К чему загораживать душевностью пути к духовности? Прекрасное и без того трудно.

А дух есть музыка. Демон некогда повелел Со­крату слушаться духа музыки.

Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию.



Александр Блок

Двенадцать

(фрагменты поэмы)

 

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер –

На всем божьем свете!

Завивает ветер

Белый снежок.

Под снежком – ледок.

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

Скользит – ах, бедняжка!

От здания к зданию

Протянут канат.

На канате – плакат:

«Вся власть Учредительному Собранию!»

Старушка убивается – плачет,

Никак не поймет, что значит,

На что такой плакат,

Такой огромный лоскут?

Сколько бы вышло  портянок  для ребят

А всякий – раздет, разут...

Старушка, как курица,

Кой-как перемотнулась через сугроб.

– Ох, Матушка-Заступница!

– Ох, большевики загонят в гроб!

Ветер хлесткий!

Не отстает и мороз!

И буржуй на перекрестке

В воротник упрятал нос.

А это кто? – Длинные волосы

И говорит вполголоса

Предатели!

Погибла Россия!

Должно быть, писатель –

Вития...

А вон и долгополый –
Сторонкой – за сугроб...

Что нынче невеселый.
Товарищ поп?

Помнишь, как бывало
Брюхом шел
вперед,
И крестом сияло

Брюхо на народ?..

Вон барыня в каракуле

К другой подвернулась

Ужь мы плакали, плакали...

Поскользнулась

И – бац – растянулась!

Ай, ай! Тяни, подымай!

Ветер веселый

И зол, и рад.

Крутит подолы,

Прохожих косит,

Рвет, мнет и носит

Большой плакат

«Вся власть Учредительному Собранию»

И слова доносит

...И у нас было собрание.

...Вот в этом здании.

...Обсудили –

Постановили

На время – десять, на ночь – двадцать

...И меньше – ни с кого не брать: ...
Пойдем спать.

Поздний вечер.

Пустеет улица.

Один бродяга

Сутулится,

Да свищет ветер...

Эй, бедняга!

Подходи – Поцелуемся...

Хлеба!

Что впереди?

Проходи!

Черное, черное небо.

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди...
Черная злоба, святая злоба.

Товарищ! Гляди

В оба!

2

Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни,

Кругом – огни, огни, огни...

В зубах – цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Тра-та-та!

Холодно, товарищи, холодно!

А Ванька с Катькой – в кабаке..

У ей керенки есть в чулке!

  – Ванюшка сам теперь богат...

 – Был   Ванька   наш,   а   стал   солдат

 Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,

Мою, попробуй, поцелуй!

Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Катька с Ванькой занята–
Ч
ем, чем занята?..

Тра-та-та!

Кругом – огни, огни, огни...
Оплечь – ружейные ремни...

Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг

Товарищ,   винтовку   держи,   не   трусь
П
альнем-ка   пулей   в    Святую    Русь –

В кондовую,

В избяную,

В толстозадую!

Эх, эх, без креста!

Как пошли наши ребята
В
красной гвардии служить
В красной гвардии служить
Буйну голову сложить!

Эх ты, горе-горькое,
Сладкое житье!

Рваное пальтишко,
Австрийское ружье!

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови –
Господи, благослови!

4

Снег крутит, лихач кричит,
Ванька с Катькою летит

Елекстрический фонарик

На оглобельках...

Ах, ах, пади!..

Он в шинелишке солдатской

С физьономией дурацкой

Крутит, крутит черный ус,

Да покручивает,

Да пошучивает...

Вот так Ванька – он плечист!

Вот так Ванька – он речист!
Катьку-дуру обнимает,
Заговаривает...

Запрокинулась лицом,
Зубки блещут жемчугом...
Ах ты, Катя, моя Катя,
Толстоморденькая...

5

У тебя на шее, Катя,
Шрам не зажил от ножа.
У тебя под грудью, Катя,
Та царапина свежа!

Эх, эх, попляши!
Больно ножки хороши!

В кружевном белье ходила -
Походи-ка, походи!
С офицерами блудила –
Поблуди-ка, поблуди!

Эх, эх, поблуди!
Сердце ёкнуло в груди!

Помнишь, Катя, офицера -
Не ушел он от ножа...

 

 . . . . . . . . . . . . . .  . . . .

 

Не слышно шума городского,

Над невской башней тишина,

И больше нет городового –
Гуляй, ребята, без вина!

Стоит буржуй на перекрестке
И
в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес.

Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос
И
старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

10

Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга, ой, вьюга!

Не видать совсем друг друга
З
а четыре за шага!

Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся...

Ох, пурга какая, спасе!

– Петька! Эй, не завирайся
О
т чего тебя упас
Золотой иконостас?
Бессознательный ты, право,
Рассуди, подумай здраво –
Али руки не в крови
И
з-за Катькиной любви?

Шаг держи революционный
Близок
враг неугомонный

Вперед, вперед, вперед,
Рабочий народ!

11

...И идут без имени святого
В
се двенадцать – вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...

                      

Их винтовочки стальные
Н
а незримого врага...
В переулочки глухие,
Где одна пылит пурга...
Да в сугробы пуховые –
Не утянешь сапога...

В очи бьется
Красный флаг.

Раздается
Мерный шаг.

Вот – проснется
Лютый враг...

И вьюга пылит им в очи
Дни и ночи
Н
апролет...

Вперед, вперед,
Рабочий народ!

12

...Вдаль идут державным шагом...

   Кто еще там? Выходи!

Это – ветер с красным флагом
Р
азыгрался впереди...

Впереди – сугроб холодный,
Кто в сугробе – выходи!..
Только нищий пес голодный
К
овыляет позади...

   Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый.
Провались – поколочу!

...Скалит зубы – волк голодный –
Хвост поджал – не отстает

Пес холодный – пес безродный...

Эй, откликнись, кто идет?

–Кто там машет красным флагом?

–Приглядись-ка, эка тьма!

–Кто там ходит беглым шагом,
Хоронясь за все дома?

 

Всё равно, тебя добуду,
Лучше сдайся мне живьем!

–Эй, товарищ, будет худо,
Выходи, стрелять начнем!

Трах-тах-тах! – И только эхо
О
ткликается в домах...
Только вьюга долгим смехом
З
аливается в снегах...

Трах-тах-тах!
Трах-тах-тах...

...Так идут державным шагом –
Позади – голодный пес,

Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос.

Январь 1918